Коллекция Casadei
весна-лето 2009

Анонсы Кэжуал

12 декабря 2008 в 19:00

Выставка «Вторжение: Отторжение» на фабрике «Красный октябрь»

12 декабря в стенах бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» откроется выставка «вторжение: отторжение», на которой будут представлены работы нового поколения русских художников. Этой выставкой начинает свою деятельность в России новый художественный проект BAIBAKOV art projects, в ближайших планах которого — серия выставок на «Красном Октябре», представляющая русское искусство как полноценную и сильную часть мирового искусства, а также персональные выставки западных звезд, до сих пор не показанных в России.

Выставка российских художников — первая в BAIBAKOV art projects. Это принципиальный шаг, принятый для того, чтобы показать, что русское искусство достойно не меньшего внимания, изучения и поддержки, чем уже состоявшиеся звезды мировой арт-сцены. Одна из основных задач проекта — поддержать молодых художников в условиях кризиса. BAIBAKOV аrt projects предоставит художникам пространство под мастерские — огромные залы «Красного Октября». BAIBAKOV art projects выделит участникам средства на материалы для реализации идей. Художники получат возможность создавать любые масштабные инсталляции и самые смелые перформансы, руководствуясь только творческим замыслом и не ориентируясь на коммерческий результат.

Выставка сфокусирована на будущем российского искусства — 15 авторах, представителях нового поколения актуальных художников XXI века. Валерий Чтак, Кирилл Чёлушкин, Гоша Острецов, Ростан Тавасиев, Ирина Корина, Миша Most, Алина Гуткина начинали свою деятельность уже после миллениума и получили признание недавно. Стиль работы художников нового тысячелетия сложно описать какой-то одной формулировкой вроде «акционизм 90-х» или «московский романтический концептуализм». В 2000-е появился культ свободы личности, который не был реализован в полной мере, но существовал в художественном сообществе в виде некой желаемой ценности. В работе художников, рожденных на рубеже веков, поиск оригинального индивидуального стиля превратился в почти болезненный способ выживания ввиду нового понимания «карьеры». В результате художественных поисков на арт-сцене появился новый стиль — интернациональный, — о рождении которого молодые российские художники заявят на выставке. Именно интернациональным видят стиль будущего кураторы выставки, интернациональны по своему духу и они сами. Мария Байбакова родилась в России и получила образование куратора и искусствоведа в Лондоне и Нью-Йорке. Она знает российское искусство изнутри, но также может правильно и на качественно новом уровне представить его на Западе, в правильном ракурсе преподнести мировой художественной общественности и критикам. Сокуратор Кейт Саттон, специалист по современному искусству, успешно работающая со многими художественными институциями Европы и Америки, хорошо знакома с молодыми русскими художниками и их творчеством.

Можно вспомнить интернациональность как признак рубежа веков — таким был модерн начала прошлого века. Интернациональность проекта не означает полной оторванности от контекста, контекст есть, но он не идеологический или исторический, а пространственный: все проекты можно характеризовать как site specific. Поколение художников этого тысячелетия обращается не к локальным темам, а, скорее, к общечеловеческим ценностям.
Само название проекта, в английском переводе более мягкое invasion:evasion, означает именно пространственные отношения, внешнее и внутреннее, появление
и растворение. Русское название более жесткое и проблемное, что отражает отношение к современному искусству в российском обществе. Современное искусство в России находится только на стадии «вторжения» в культурную программу широкого зрителя и часто вызывает «отторжение» из-за инновационности языка или формы. Для художников понятия «вторжение» и «отторжение» родные. Современное искусство — это всегда борьба за вторжение в новые пространства, расширение границ искусства и отторжениестереотипов. Эти понятия пульсируют в каждом из показанных проектов.

Участник проекта «вторжение: отторжение» Ирина Корина представит серию объектов «Капюшоны». Огромные формы перекликаются с куполом храма Христа Спасителя за окном. Золотая глава храма представляет общественное, соборное, российско-державное, а капюшон, низко надвинутый на глаза, — интернациональная примета маргиналов и индивидуалистов, по этому элементу одежды можно догадаться, что перед вами — альтернативный музыкант или художник, отвергающий истеблишмент, который также отторгает его. Внутрь капюшона можно зайти — будто вторгнуться во внутренний мир аутиста.
Инсталляция Алины Гуткиной — «плодящиеся черные дыры», тревожно вторгающиеся в белое пространство выставочного зала, нарушающие благополучие и стерильность «белого куба». Они клубятся в центре залов, проступают на стенах, зияют рядом с работами других художников. Сама мысль о том, что некая иная параллельная реальность может пересечься с нашей, беспокоит и вызывает отторжение.
Гоша Острецов, взявший в этом
году новую высоту (его инсталляция, представленная в кураторском проекте Марии Байбаковой в Лондоне, была приобретена Чарльзом Саатчи), представит новую работу «Ворота». Здесь «иное» грубо врывается в нашу жизнь, сильное и страшное. Оно проламывает кованые ворота кладбища, разрывая чугунные прутья. Зомби уже среди нас.
Валерий Чтак с характерными для него работами отсылает к будущей выставке BAIBAKOV art projects, персональному шоу Жан-Мишеля Баскиа. Чтак является давним поклонником творчества Баскиа и во многом повторяет его путь, адаптируя к собственной ситуации. Если у Баскиа героями были чернокожие спортсмены и музыканты-джазисты, то персонажи Чтака — евреи-хасиды, фигуры из мифологии «субкультуры готов». Чтак всегда экспансивен, вторжение его настенных-напольных-потолочных росписей нельзя остановить. Эта продуманная стратегия расползания художественного продукта повсюду — эхо искреннего творения Баскиа, которого побаивались приглашать в гости, так как он мог расписать в порыве вдохновения весь интерьер.
Миша Моst, пришедший в современное искусство из уличного граффити, делает инсталляцию, в которой интернациональность отделяется от понятия «глобализм». Глобальный мир — мир, который управляется транснациональными корпорациями, в котором все продается и все покупается. Гора картонных коробок, похожая на склад, возвышается в углу. Их так много, что пирамида не выдерживает собственного веса и частично разваливается — из открывшихся коробок выпадает товар: глобусы. Штампованный фабричный продукт как образ безличного холодного мира торговли. Но Моst вторгается со своей подрывной граффитистской деятельностью в эту систему, и, присмотревшись, мы увидим, что каждая коробка и каждый глобус раскрашены вручную. Нет ни одного похожего, каждый приобрел индивидуальность и теплоту прикосновения руки художника. У каждого человека — своя картина мира и свой вклад в нее.

Выставка молодых российских художников — первый проект BAIBAKOV art projects в России, в планах — персональная выставка великого провокатора американских 80-х Жан-Мишеля Баскиа. BAIBAKOV art projects планирует привезти в Москву фундаментальную подборку из 150 работ гения и издать к ней каталог со статьями известных американских искусствоведов. Дальнейшие планы в отношении западных авторов — представление звезд мировой арт-сцены, чье творчество мало известно в России, но уже считается новым рубежом
в актуальном художественном мышлении и следующей страницей в истории современного искусства. BAIBAKOV art projects видит свою миссию в том, чтобы сделать Москву яркой художественной точкой на карте мира, наполнить её событиями искусства, помочь художникам работать, а также достойно представить современное русское искусство в мире.

ВРЕМЯ РАБОТЫ ВЫСТАВКИ «ВТОРЖЕНИЕ: ОТТОРЖЕНИЕ»:
13 декабря 2008 года — 17 января 2009 года
Фабрика «Красный октябрь»
Берсеневская набережная, 6, 3 этаж
пн-чт, вс: 12.00 — 20.00,
пт, сб: 12.00 — 02.00
Вход свободный